Мир в войне

Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.


Страницы 1

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

РСС

Сообщений 1

1

Re:

Переход России к экономике военного времени осложняла и другая серьезная проблема. Как показывает история российской модной индустрии, именно иностранцы — французы, немцы, австрийцы, англичане и американцы — предоставляли капитал, профессиональных ремесленников, технологические и коммерческие инновации для создания отечественной индустрии. Таким образом, дело было не только в моде — фактически любая отрасль русской промышленности была многим обязана иностранному капиталу и опыту.

В разные моменты на протяжении XIX века русские предприниматели пытались повлиять на государственную экономическую политику с тем, чтобы она защитила их от конкуренции с иностранцами. Однако в 1903 году многих фабрикантов постигло разочарование: правительство не желало принять их точку зрения. После революции 1905 года наметились послабления в том, что касалось создания союзов и проведения дебатов и собраний, и группа русских предпринимателей-единомышленников решила создать организацию, которая содействовала бы в распространении их взглядов. Искренне веря, что экономическая самодостаточность была панацеей от всех экономических бед России, Ассоциация индустрии и торговли (АИТ), основанная в Париже, предложила трехступенчатую программу, которая покончила бы с экономической зависимостью: высокие тарифы, снижение затрат на перевозку и пересылку, поддержка отечественных закупок. С этой целью организация сочла необходимым провести кампанию в пользу «покупки русских продуктов». Как замечал один из основателей АИТ Адольф Вольский, русское общество смотрит на свои собственные дела, в том числе и на продукцию отечественной промышленности, с растущим недоверием и даже презрением. Из двух товаров, абсолютно идентичных по цене и качеству, наше общество предпочтет тот, что произведен за границей. Соответственно, необходимо систематически влиять на общественное мнение, чтобы развивать среди населения здоровое и патриотическое отношение к отечественному производству.

Хотя АИТ противопоставляла себя любому зарубежному влиянию на русскую экономическую жизнь, основной мишенью этой организации стали немцы. К 1900 году имперская Германия превратилась в первого импортера России. Она же представляла основной рынок для ее экспорта. Как показала в своем исследовании Рут Руза, АИТ верила, что соглашение 1894 года утвердило Россию «в ее традиционной колониальной роли отсталой страны, которая снабжает немецкую индустрию дешевой едой и сырьем и одновременно является рынком для ее продукции». Хотя на самом деле эта точка зрения не совсем верно отражает сложные экономические взаимоотношения между Россией и Германией, АИТ получила полную энтузиазма поддержку в своих антинемецких взглядах от респектабельного и уважаемого Московского купеческого общества. Обществом была организована специальная комиссия, разославшая во все уголки Российской империи анкеты с подробными вопросами о роли иностранцев в отечественной экономике. Проанализировав ответы, комиссия заключила, что причиной популярности немецких и австрийских продуктов были их высокое качество, конкурентоспособные цены и коммерческая инфраструктура, опиравшаяся на использование почтовых каталогов и рекламы на русском языке.

По мере усиления трений между европейскими державами АИТ, Московское купеческое общество и другие предприниматели становились все более обеспокоены зависимостью России от торговли с Германией. Как Россия сможет экономически поддержать себя, если война с Германией станет реальностью? Как сказал один из участников АИТ, первое правило хорошо организованной военной кампании — сосредоточение производства всего необходимого для обмундирования и военных поставок в одной стране. По крайней мере экономическая война казалась логичным средством освобождения русских от их колониальных угнетателей.

Учитывая растущую враждебность по отношению к немецким гражданам, занимавшимся предпринимательством в России, нет ничего удивительного в том, что предприятие по производству обмундирования стало одной из первых жертв кампании против немецкого засилья. 3 мая 1914 года фирма «Мандль и Райтц», чей капитал оценивался в 2 миллиона 800 тысяч рублей, провела общее собрание акционеров. На нем присутствовало все руководство компании: директора Лев Райтц, Лев Лурье и Людвиг Мандль; их жены; Виктор Мандль, сын Людвига, и еще трое австрийцев. Хотя компания «М. и И. Мандль» и Лев Райтц основали фабрику совместно, это партнерство нельзя было назвать равным. Основным акционером был Людвиг Мандль (ему принадлежало более 1000 акций из 2800), а присутствие родственников в совете директоров придавало ему еще больший вес. Более того, занимая пост директора «М. и И. Мандль», он являлся едва ли не самой значительной фигурой в российской модной индустрии и имел большой вес в производстве как военной, так и гражданской одежды. Вместе с тем это влияние сделало его основной мишенью тех, кто хотел избавить Россию от «немцев», так как Мандль был подданным Австрийской империи. Согласно отчету, который был написан вскоре после судьбоносного собрания в мае, русские акционеры при поддержке ряда российских банков смогли удалить Мандля и его семью из совета директоров. Новым директоромбыл назначен Райтц, и 85 % акций сосредоточилось в руках русских. В сентябре 1914 года компания была реорганизована в Русское акционерное общество «Марс», названное так в честь древнеримского бога войны . Так что, отправляясь на фронт, русские солдаты были одеты в военную форму, пошитую их соотечественниками.

Большое количество немецких и австрийских подданных, проживавших в России, представляло определенную проблему. Еще со времен войны с Наполеоном правительство отказывалось подвергать гонениям подданных тех стран, с которыми Россия вела войну; однако в 1914 году антинемецкие настроения стали настолько сильны, что просто необходимо было что-то предпринять. В августе 1914 года Совет министров объявил, что действия против подданных тех стран, с которыми воевала Россия, шли вразрез с международным правом и могли сильно навредить российской экономике . Однако Совету министров пришлось быстро отказаться от этой позиции из-за давления, оказываемого наних в стране. Как сказал один исследователь, война предоставила удобный случай достичь определенных целей международной политики внутри страны .

Предприниматели продолжали критиковать ведущую роль Германии в русской экономической жизни. Газеты нагнетали антинемецкие настроения, публикуя всякого рода слухи и сплетни. Осенью 1914 года появились три оскорбительные статьи, обвинявшие Мандля в том, что он перехитрил враждебно настроенных к нему инициаторов перестановки внутри компании и, изменив название фирмы, сумел сохранить над ней финансовый контроль. В другой газете говорилось, что Герман Мандль, 42-летний совладелец компании «М. и И. Мандль», находился в тяжелом состоянии среди австрийских военнопленных в киевском госпитале. Всероссийский национальный союз опубликовал список немецких и австрийских компаний в Москве, призывая к бойкотированию их продуктов. Союз распространял памфлет по всей империи, заручаясь настоящей народной поддержкой.

В октябре 1914 года кампания против немецкого засилья в российской экономической жизни получила могущественного союзника. Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич потребовал, чтобы Совет министров отреагировал на жестокости немцев и австрийцев на фронте. Он призвал к немедленным ответным действиям против подданных этих государств, проживающих в России. 22 сентября 1914 года Совет министров подготовил законопроект, в котором подданным государств, воюющих с Россией, запрещалось приобретать собственность или иметь свое дело в этой стране. В ноябре того же года Совет министров создал комитет под юрисдикцией Министерства торговли и промышленности, который должен был проверить все компании, принадлежавшие гражданам стран, с которыми воевала Россия. После тщательного расследования комитет должен был либо закрытьпредприятия, либо передать их в руки тех, кто поддерживал российские военные действия. В январе 1915 года другим указом гражданам стран, с которыми Россия находилась в состоянии войны, было запрещено получать лицензии на ведение коммерческой деятельности. Что более важно, этот же указ требовал ликвидации любой компании, в которой иностранцы занимали ведущие посты. Первоначально датой ликвидации было назначено 1 апреля 1915 года, однако вскоре она была заменена на 1 июня. Принцип, лежавший в основе всех этих мер, по мнению министров, был двояким: во-первых, все действия были направлены на то, чтобы удалить иностранцев или сочувствующих им из предполагаемой зоны проведения военных операций; во-вторых, экономика страны должна была освободиться от немецкого влияния. Таким образом, националистические аргументы в пользу экономической независимости превратились в официальную правительственную политику, что привело к катастрофическим последствиям для всех, кто имел к этому отношение.

Легче находятся те люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль.

Сайт dinamit

Поделиться

Сообщений 1

Страницы 1

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Поделиться

Свежие сообщения

  • 16/01: Война без стыда
  • 16/01: Европейские страны не участвовавшие во Второй мировой войне.
  • 15/01: Перелом во второй мировой войне
  • Популярные сообщения

  • Как создать тему? (23187)
  • Возможны ли дружественные отношения между Россией и Украиной? (10718)
  • Panzer Elite Action. Gold (10242)
  • Скажи ка дядя ведь не даром... (9407)
  • Order of War. Освобождение (9382)
  • Виктор Некрасов. В окопах Сталинграда. (8990)
  • Поход Петра 1711 года и первая неудачная война для Империи. (8346)
  • Капитуляция Японии, окончание войны. (8279)
  • Отношения Запада к чеченским событиям (8040)
  • Белая птица с черной отметиной (7994)
  • Галиппольская кампания. (7624)
  • Война на Украине - внутриукраинский конфликт (7405)
  • Крепкий орешек (7379)
  • Опрос


    Живая статистика

    Цитата

    Погода




    © Форум на тему войн, в которых участвовала Россия и ее ближайшие соседи

    Яндекс.Метрика