Мир в войне

Вы не вошли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.


Форум → Форум о войне → Оружие и военная техника → Зачем размагничивают корабли?

Страницы 1

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

РСС

Сообщений 4

1

Re:

В планах вероломного нападения на нашу страну гитлеровцы особую роль отводили минному оружию. В первую же военную ночь вражеская авиация выставила неконтактные мины в районе ряда наших военно-морских баз, и прежде всего Севастополя. Новизна этих мин и внезапность их массового применения, по мнению немецко-фашистского командования, должны были сковать силы советского флота, нарушить его коммуникации. Но надежды противника не оправдались. Сразу же с началом войны на Черном море, где неконтактные мины выставлялись особенно интенсивно, наши минеры под руководством офицера М. Иванова впервые разоружили парашютную донную мину, которая была снабжена взрывателем, срабатывающим под воздействием магнитного поля корабля. Секрет врага был раскрыт. Это позволило выработать способы борьбы с такими минами.

Как же образуется магнитное поле корабля?

Магнитное поле Земли намагничивает металлический корпус, когда корабль при плавании многократно пересекает его магнитные силовые линии под разными углами. Вертикальная составляющая напряженности магнитного поля корабля даже на глубине 40 м имеет величину, достаточную для срабатывания взрывателей мины. Задача размагничивания как раз и состоит в том, чтобы скомпенсировать вертикальную составляющую магнитного поля корпуса корабля.

Еще в 30-е годы совсем молодой ученый Анатолий Петрович Александров (ныне академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, президент Академии наук СССР) решил эту задачу. Он предложил наложить на корпус временную обмотку кабелем, по которому пропускать постоянный ток, создавая поле, вертикальная составляющая которого была бы противоположного знака.

И вот с началом Великой Отечественной войны нашему флоту надо было срочно оказать помощь: не только отработать методику измерения магнитного поля корабля, приемы и нормы размагничивания, но еще и научить этому новому делу десятки флотских специалистов.

Для выполнения этой исключительно важной для обороны страны задачи в августе 1941 года в Севастополь выехала группа ученых-физиков под руководством А. Александрова и И. Курчатова, Понимая важность задачи, Игорь Васильевич Курчатов (впоследствии академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий) прервал в Ленинграде работу над проблемами физики атомного ядра и предоставил себя и своих помощников в полное распоряжение А. Александрова.

Условия работы ученых были чрезвычайно тяжелыми: участились налеты вражеской авиации, ощущалась нехватка нужного оборудования, а рабочий день под разрывами бомб и артиллерийских снарядов продолжался по 15—17 часов в сутки.

Первыми из боевых кораблей размагничивание прошли лидер «Ташкент» и два тральщика. В очередной поход с ними пошел неразмагниченный тральщик и подорвался на мине. После этого случая командование флота категорически запретило выходить в море неразмагниченным кораблям.

Вскоре обстановка потребовала организации размагничивания кораблей и на Северном флоте. Туда выехал А. Александров вместе со своим сотрудником В. Тучкевичем, а «противоминная» вахта И. Курчатова на Черноморском флоте продолжалась до 10 января 1942 года.

Следует отметить, что научный и технический уровень, определяющий качество неприятельских мин, для того времени был достаточно высок. В неконтактных взрывателях широко использовались особенности физических полей кораблей — магнитного, акустического, гидродинамического, электромагнитного и их комбинаций. В схемах применялись технические новинки — устройства автоматической компенсации помех, программные механизмы. Все это требовало своевременного отгадывания вражеских секретов, оперативного обновления технических средств и методов противоминной борьбы.

Вскоре президиум АН СССР при участии академика В. Кулибакина, основоположника отечественных исследований в области неконтактного минного оружия и средств защиты от него, создал опорный научный центр при Минно-торпедном управлении Наркомата Военно-Морского Флота. Успешность противоминной борьбы на наших флотах и флотилиях значительно повысилась.

В память о научном и ратном подвиге ученых Академии наук СССР и моряков-специалистов Черноморского флота в дни Великой Отечественной войны 11 июня 1976 года в Севастополе был открыт памятный знак — двухметровая гранитная стела. Это они впервые в нашей стране применили обмотки размагничивания, защищающие корабли от подрыва на минах с магнитными неконтактными взрывателями.

Прошло много лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Летопись ее героических дней стала историей, а подвиг народа остается жить!

Post's attachments

размагничивают-корабли.png
размагничивают-корабли.png 136.75 kb, file has never been downloaded. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Легче находятся те люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль.

Поделиться

2

Re:

Умение размагничивать корабли сыграло важную роль в победе наших войск в Великой Отечественной Войне,благодаря нашим гениальным учёным,И.В.Курчатову и А.П.Александровым.Именно ими,была создана система"ЛФТИ",которая обеспечила защиту от мин.

Поделиться

3

Re:

Сомнительно, что сейчас применяют магнитные мины. Технологии шагнули очень далеко.
Хотя, роль они сыграли во время войны немаленькую.

Если бы не придумали способ размагничивания, то не мало кораблей покоилось бы сегодня на дне морском.

Партизаны во время войны широко использовали для диверсий на железной дороге магнитные мины. Что паровоз, что цистерны с горючим, сделаны из железа. Да и у пассажирских вагонов и теплушек тележки и колёсные пары металлические.

Правда, никогда не слышал о размагничивании железнодорожных цистерн. Наверное, дорогое это удовольствие. 
а вовремя войны, при отсутствии магнитных мин, достаточно было бросит горсть песка в буксовый узел вагона. дешево и сердито. Спустя некоторое время при движении поезда подшипники буксы от песка начинали греться и загоралась смазка, налитая в буксовый узел, а потом пылал и весь вагон.

Поделиться

4

Re:

Правда, никогда не слышал о размагничивании железнодорожных цистерн. Наверное, дорогое это удовольствие.
а вовремя войны, при отсутствии магнитных мин, достаточно было бросит горсть песка в буксовый узел вагона. дешево и сердито. Спустя некоторое время при движении поезда подшипники буксы от песка начинали греться и загоралась смазка, налитая в буксовый узел, а потом пылал и весь вагон.

Поделиться

Сообщений 4

Страницы 1

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Форум → Форум о войне → Оружие и военная техника → Зачем размагничивают корабли?




PunBB.INFO - расширения и темы на заказ

© Форум на тему войн, в которых участвовала Россия и ее ближайшие соседи

Яндекс.Метрика