Re:
Едва ли найдется в капиталистическом мире другая столь же широко распространенная и при этом столь высоко прибыльная отрасль хозяйства, как нефтяная промышленность и сбыт нефтепродуктов. Нет такого уголка на земном шаре, куда бы не проникли нефтепродукты; само существование современной промышленности, сельского хозяйства и транспорта немыслимо без них. В то же время ресурсы нефти сравнительно ограничены и распределены между странами крайне неравномерно: на долю всего лишь семи стран (США, Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Индонезия) приходится около 85% нефтяных ресурсов капиталистического мира. Но не только и даже не столько этим объясняется высокая прибыльность капиталистического «нефтяного бизнеса».
Дело прежде всего в том, что и нефтяные ресурсы, и рынки сбыта нефтепродуктов захвачены горсткой могущественных монополий, которые так организовали и разместили по всему миру добычу и переработку нефти, что имеют возможность диктовать монопольно высокие цены на нефтепродукты. Из всех известных в капиталистическом мире запасов нефти, по самым скромным подсчетам, 80% принадлежит на правах собственности или аренды всего лишь восьми крупнейшим нефтяным монополиям, образовавшим так называемый Международный нефтяной картель.1 Эту «большую восьмерку» возглавляют пять американских компаний («Стандард Ойл оф Нью-Джерси», «Стандард оф Калифорния», «СокониМобил Ойл К°», «Тексас К°» и «Галф Ойл»), на долю которых приходится около 50% запасов нефти капиталистического мира. Остальные 30% запасов делят между собой две английские компании («Ройял датч-Шелл» – с участием голландского капитала и «Бритиш Петролеум») и одна французская («Компани Франсез де Петроль»).
В силу самой природы монополистического капитала он ищет себе сфер приложения прежде всего в слаборазвитых в экономическом отношении странах, где «прибыль обычно высока, ибо капиталов мало, цена земли сравнительно невелика, заработная плата низка, сырые материалы дешевы».2 Именно в таких странах нефтяные монополии стремятся сконцентрировать добычу нефти, так как это позволяет им получить наибольшую разницу между себестоимостью сырья и ценами готовых нефтепродуктов, которые складываются, как правило, на базе высокой себестоимости добычи нефти на худших нефтяных участках в США.3 В 1962 г. в экономически слаборазвитых странах добывалось около 56% нефти, производимой в капиталистическом мире (по сравнению с 27% в первый послевоенный год). Если же взять добычу нефти в капиталистическом мире за пределами США, то на долю слаборазвитых стран приходится около 93% всей продукции. Вполне понятно поэтому, что нефтяные монополии ведут в слаборазвитых странах усиленную разведку недр, но объявляют лишь о наиболее богатых и только доступных для эксплуатации иностранным капиталом месторождениях нефти.
Попытки слаборазвитых стран организовать самостоятельную разведку нефти наталкиваются на организованный в мировом масштабе саботаж нефтяных монополий. Появление достоверных данных о запасах нефти, данных, не прошедших так или иначе цензуру нефтяных монополий, в настоящее время возможно только в двух случаях: когда разведка ведется национальными специалистами, располагающими необходимым оборудованием, либо когда она ведется специалистами из социалистических стран. Первый случай для слаборазвитых стран пока еще мало вероятен: не хватает ни кадров, ни специального оборудования. Второй же случай возможен лишь тогда, когда правительства слаборазвитых стран проводят независимую внешнюю политику, что всегда сопряжено с борьбою против засилья иностранного капитала, против империализма и колониализма в любых формах.
Что же касается цифр о запасах нефти, публикуемых при посредничестве нефтяных монополий, то они, как правило, не отражают истинного положения дел в этой области. Они скорее служат своего рода барометром отношения нефтяных монополий к той или иной стране, к ее нефтяным ресурсам. Публикуются лишь такие цифры, которые представляются нефтяным монополиям наиболее подходящими в данной экономической и политической обстановке. Члены Международного нефтяного картеля имеют право публиковать данные об обнаруженных ими запасах нефти только с разрешения всех других членов картеля, с тем чтобы «коллективный здравый смысл нескольких конкурентов» мог «ограничивать развитие запасов в той мере, чтобы они не действовали угнетающе на рынок»,4 так как слишком большой прирост запасов может сбить цены на нефтепродукты.
Все эти предварительные замечания нужно иметь в виду при оценке нефтяных ресурсов стран Латинской Америки, за владение которыми ведется столь ожесточенная борьба между нефтяными монополиями и народами этих стран. Если судить о нефтяных ресурсах только по публикуемым цифрам, не рассматривая потенциальных возможностей недр с точки зрения современной геологии, то не всегда будет понятен накал обстановки в этой борьбе. Монополии прилагают много усилий, чтобы скрыть от народов подлинные данные о запасах нефти, искажают и фальсифицируют результаты разведочных работ. В отношении тех стран, нефтяные ресурсы которых расхищаются быстрыми темпами, оценки запасов обычно относительно завышаются, так как монополии стремятся успокоить общественное мнение, внушив ему мысль о неистощимости ресурсов.
Наоборот, если нефтяные ресурсы недоступны для эксплуатации иностранным капиталом или если их решено пока держать «в резерве» (рынки переполнены!), тогда монополии принимают меры к тому, чтобы поиски нефти выглядели безрезультатными, а публикуемые цифры, запасов – мизерными. Нельзя не привести в этом случае пример деятельности нефтяных монополий США в Бразилии, где на протяжении последних 30 лет нефтяные монополии США были дважды разоблачены в жульнических фальсификациях данных о бразильских нефтяных ресурсах. Разведка нефти в Бразилии была начата американскими компаниями в 1922 г. по приглашению геологической службы министерства сельского хозяйства.
Установлено, что уже в 1925 г. нефтяные компании США знали о существовании нефтеносных площадей в Бразилии. Но вся деятельность нефтяных геологоразведочных партий направлялась американскими монополиями на то, чтобы доказать крайнюю ничтожность ресурсов нефти в Бразилии. Такая политика диктовалась прежде всего тем, что, хотя американским нефтяным компаниям удалось почти полностью захватить бразильский рынок нефтепродуктов и монополию разведки нефти в Бразилии, далеко не было уверенности в том, что им удастся захватить в свои руки и эксплуатацию тех месторождений, которые будут обнаружены (по существовавшему законодательству концессия на разведку не давала права добычи, между тем британское влияние в Бразилии в то время было сильнее американского, а британские капиталовложения – в 3,5 раза больше американских). Поэтому американские монополии почитали за благо до поры до времени проводить в отношении Бразилии политику дальнего прицела: сохранять эту большую страну как сбыта готовых американских нефтепродуктов и не привлекать наплыва капитала, особенно английского, в нефтедобычу.
В достижении этой цели американским монополиям всячески способствовали продажные чиновники и американские «эксперты» Мэлэмфи и Оппенгейм из министерства сельского хозяйства Бразилии, в ведении которого находилась тогда эксплуатация земных недр. Они также утверждали, что Бразилия не имеет нефти, и отказывали в выдаче концессий многим бразильцам. Но уже с 1935 г. в печать все чаще стали проникать сведения и слухи о том, что чиновники из министерства сельского хозяйства вместе с американскими геологами скрывают бразильскую нефть.